Гагаку ( 雅楽, букв. «изысканная музыка») — жанр японской классической музыки. Гагаку зародился в средневековой Японии (период Нара), обрёл становление в эпоху Хэйан, и был популярен при императорских дворах на протяжении нескольких веков. Принято разделять гагаку на три составляющих: собственно исконно японскую синтоистскую религиозную музыку и народные песни — саибара, комагаку (корейскую традицию) и тогаку — танскую традицию Китая. Гагаку основана на весьма древней музыке, исполнявшейся как во время ритуалов у мест поклонения, так и в ходе дворцовых церемоний. Последняя категория включает в себя саибара, ведущую свое происхождение от народных песен, и роэи, используемую как сопровождение при декламации китайских поэм. Инструменты, используемые в гагаку, состоят из губных гармоник, инструментов флажолетного типа, флейт (сякухати), барабанов и цитры. Сякухати первоначально являлась любимым инструментом бродячих буддистских монахов. Хотя сякухати превратилась в чисто музыкальный инструмент, исполнение на котором ведется музыкантами, сольные номера с сильным религиозным значением до сих пор считаются наиболее важными из музыки, исполняемой на сякухати. Началось также использование ее вместе с сямисэном и кото для чисто музыкального исполнения без выделения религиозной подоплеки. В дополнение к гагаку в период Хэйан сформировался другой важный музыкальный стиль — сёмё. Он представляет собой вокальную музыку, использовавшуюся в ходе буддистских служб, которая стала весьма значительным источником японской вокальной музыки, развившейся позже. Сказительное пение также имеет несколько музыкальных стилей, таких как гидаю-буси, киёмото, токивадзу и синнай. Гидаю-буси используется главным образом в кукольном театре Бунраку в качестве повествовательной его части. Киёмото и токивадзу часто используются в качестве аккомпанемента для танца в Кабуки. Но они также исполняются и как отдельная музыка, как это делается в случае с синнай. В период Камакура (1185–1333) и на протяжении эпохи Муромати (1333–1568) наблюдался неуклонный рост народного театрального искусства, произраставшего из ритуальных пьес и из крестьянских танцев, исполнявшихся в связи с посадкой риса. К концу ХIV в. получила развитие художественная драма но со своей собственной музыкой, носящей название хогаку, и танцем, известным как симаи. Но — это высокостилизованная символическая драма, которая обычно исполняется несколькими актерами-мужчинами и музыкантами. Главный герой часто носит маску, которая соответствует его роли. В период Адзути-Момояма (1573-1600) происходит множество знаменательных событий в мире японской традиционной музыки. В это же время формируется театр марионеток Нингё дзёрури и одноименный ему стиль песенного сказа. По имени прославленного сказителя Такэмото Гидаю (1651-1714) стал называться характерный для его творчества сказовый стиль гидаю. В этом периоде отмечены все виды японской музыки. Слепые монахи продолжают играть на бамбуковой флейте и лютне, появляются слепые учителя кото, аристократы увлекаются театром Но, а самураи идут в увеселительные кварталы, где могут насладиться танцами и игрой на сямисэне. Развивается и фольклор. Появляется жанр нагаута для сямисэна. * * * Дзёрури (浄瑠璃 ) — возникший в Японии особый жанр драматической ритмованной прозы, предназначенной специально для речитативного пения. Прототипом для дзёрури послужило искусство бродячих монахов, собиравших подаяние чтением отрывков из самурайских героических хроник. Во второй половине XVI века выступившая на сцену торговая буржуазия, усвоив и обработав в своем вкусе искусство монахов, создает дзёрури. Вокально-исполнительская техника воспринимается целиком (вскоре вводится в употребление трёхструнный «сямисэн»), но зато содержание текстов подвергается основательной редакции. Так, например, чудо-богатырь самурайских хроник, грозный Усивакамару, в дзёрури выступает в облике влюбленного томного отрока, всецело зависящего от капризов рока. История развития дзёрури разделяется на две стадии. В первой дзёрури представляли собой небольшие тексты для речитативного пения. Вторая стадия начинается с конца XVI века, когда дзёрури было приспособлено для мелодекламационного сопровождения кукольных представлений — любимого зрелища городского демоса. Расцвет дзёрури как жанра вокального искусства и как жанра драматической прозы относится к первой половине XVIII века и связан с именами знаменитого певца Такэмото Гидаю, крестьянина из Сэтцу, и писателя Тикамацу, создавшего цикл дзёрури на темы из жизни горожан. Военно-дворянское правительство (сёгунат), объявив дзёрури устами своих идеологов-конфуцианцев «развратным искусством», в целях борьбы с популярностью Дзёрури среди буржуа предприняло ряд репрессий, например лишило некоторых наиболее прославленных певцов права петь (Бунго в 1739), строго ограничило круг сюжетов дзёрури и т. д. Искусство дзёрури оказало большое влияние на театр кабуки, созданный горожанами в противовес придворно-самурайскому театру но. http://miuki.info/2012/10/muzyka-yaponii-v-raznye-periody-istorii-yaponii/ https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D1%83 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B2%D0%B0_(%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B7%D1%91%D1%80%D1%83%D1%80%D0%B8